Игры с деньгами: когда нужно знакомить ребенка с финансовым миром.

Игры с деньгами: когда нужно знакомить ребенка с финансовым миром.

Воспитание ребенка – дело серьезное и ответственное. Это всем понятно. Большинство родителей уже с самого раннего детства стараются как можно больше дать своему чаду: заложить основы иностранных языков, отдать во всякие различные творческие кружки и спортивные секции и так далее.

Однако достаточно часто родители упускают такой аспект в воспитании детей, как обучение их финансовой грамотности, зачастую считая это мелочью. А зря. Ведь если родители вовремя не объяснят ребенку, что такое деньги, почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него может сложиться на эту тему собственное мнение и, скорее всего, ошибочное. А переучить, как известно, намного сложнее, чем научить. Поэтому правильное отношение к деньгам нужно прививать с малых лет.

В западных странах дети впитывают первые уроки финансовой грамотности буквально с молоком матери. В Европе и США младшие школьники уже имеют кредитки, а старшие выписывают сверстникам субординированные облигации и предоставляют кредиты. Что и говорить о западной молодежи, которая с интернет-банкингом на «ты». В России же даже на уроках экономики детей не учат искусству обращения с личными деньгами, зато рассказывают про ВВП и международную экономическую интеграцию.

Эксперты рекомендуют начинать постепенно прививать финансовую грамотность ребенку лет с пяти, когда он уже готов познакомиться с миром более широким, чем его собственная семья. При этом для правильного выстраивания взаимоотношений с деньгами ребенку очень важно знать все составляющие части. И если не познакомить малыша с этой частью жизни, то есть большой шанс вырастить потребителя, но никак не производителя материальных благ. Особенно если семья состоятельная и отказа ребенку ни в чем нет. Начиная лет с пяти ребенку уже нужно объяснять, что, для того чтобы получить ту или иную вещь, необходимо идти в магазин. А магазин – это то место, где одни люди берут нужные им вещи, а взамен их отдают продавцам деньги. Деньги мама с папой получают, когда выполняют свою работу, а не просто так. Следовательно, чтобы что-то купить, деньги необходимо еще и заработать. Кстати, именно вопрос о зарабатывании денег очень часто остается за кадром.

Помощниками для родителей в финансовом воспитании ребенка могут стать различные игры, связанные с экономической стратегией. Да та же всем известная «Монополия» вполне подойдет. Выделение карманных денег – это еще один инструмент знакомства с финансами, причем они необязательно должны быть большими, тут важнее сам факт их наличия. При наличии карманных денег ребенок будет принимать собственные решения о тратах, хотя на начальных этапах родители все же должны участвовать в этом процессе. Кроме того, стоит постепенно доносить до чада информацию о том, какие есть пути не криминального появления денег. По мере взросления можно начать разговоры о поисках подработки, и на этом этапе вполне даже можно допускать участие ребенка в планировании семейного бюджета. Ведь чем раньше ребенок познакомится с расчетами, планированием расходов, собиранием денег на вожделенную покупку, тем более гармоничными выстроятся финансовые отношения ребенка в дальнейшем. Согласитесь, что несравненно лучше пройти все стадии взросления вовремя, чем потом уже, будучи почти взрослым, совершать ошибки.

Касаясь вопроса подработки, стоит отметить, что существует разница в восприятии детского труда у нас и на Западе. Американские миллионеры гордятся тем, что подрабатывали на бензоколонке или в придорожном кафе. Для них это норма. В России же все еще сохраняется презрительное отношение к раннему трудоустройству. Считается, что это удел малообеспеченных граждан. Многие родители ждут, пока их дети окончат университеты, и только потом начинают давить на них. А после удивляются, почему так трудно найти работу без практического опыта. А ведь подработка также учит разумному обращению с деньгами и заставляет пересмотреть некоторые статьи личного бюджета.

Практика общения банков с детьми в России и за рубежом также различается. С юных лет американские и европейские дети тратят деньги, используя пластиковые карты. Крупные банки сражаются за своих юных клиентов, ведь ребенок, привыкший откладывать карманные сбережения на банковскую карту, возможно, станет в будущем лояльным клиентом и будет приносить банку солидный доход. Поэтому там существует нешуточная конкуренция в детском банкинге. В России все несколько по-другому. Согласно законам РФ, дети от 6 до 14 лет имеют право самостоятельно совершать мелкие покупки, оплачивая их банковскими картами. Но до 14 лет подростку придется пользоваться дополнительным счетом, который привязан к родительскому основному счету, что подразумевает наличие ограничений по тратам – лимит. Начиная с 14 лет подросток может обзавестись основным счетом, если представит в банк письменное согласие родителей.

Если средства на основном счете подростка являются результатом его трудовой деятельности, то он может распоряжаться деньгами на свое усмотрение. Однако если депозит был предоставлен ребенку родителями, то распоряжаться деньгами подросток сможет только при поручительстве. Стоит отметить, что в настоящее время большинство кредитных учреждений не заостряет внимание потребителей финансовых услуг на так называемых «детских» картах. Зачастую банки просто информируют на своих сайтах граждан о возможности выпуска дополнительных карт к основной и, как правило, не размещают сведения об условиях открытия таких карт на детей. Впрочем, как считает большинство специалистов, по мере того как вопрос финансовой грамотности детей будет становиться все актуальнее, кредитные организации наверняка начнут активнее развивать направление «детских» банковских карт, да и в целом банковских продуктов для детей.

И в завершении еще раз хочется отметить, что повышать уровень финансовой грамотности населения нужно с самых юных лет. Ребенку, который постепенно осваивает базовые элементы экономической системы, будет намного легче войти в сложный мир взрослых финансов и грамотно распорядиться своими средствами, не наделав трагических ошибок.

(РБК)