Механика составления бюджета

Механика составления бюджета

Да­вай­те рас­смот­рим ме­ха­ни­ку со­став­ле­ния бюд­же­та. Фи­нан­сы по­хо­жи на ды­ха­ние:

Вдох
Выдох
Из-за мар­ке­тин­го­вых уло­вок и на­зой­ли­вых про­дав­цов фи­нан­со­вый «выдох» слу­ча­ет­ся го­раз­до чаще «вдоха». Ре­зуль­та­том ста­но­вят­ся долги и стресс.

Когда вы рас­хо­ду­е­те день­ги, ру­ко­вод­ству­ясь бюд­же­том, схема немно­го ме­ня­ет­ся:

Вдох
Распределение бюджета
Выдох
Мы по­го­во­рим обо всех ас­пек­тах бюд­же­та: для чего он нужен и как за­ста­вить его ра­бо­тать на вас.

Приход и расход

При­ход: Как пра­ви­ло, под по­сту­па­ю­щи­ми день­га­ми вы име­е­те в виду доход, по­лу­чен­ный от ра­бо­ты. Кто-то по­лу­ча­ет зар­пла­ту два раза в месяц по опре­де­лен­ным чис­лам, кто-то — каж­дые две неде­ли, а кто-то — раз в месяц. Все это не имеет зна­че­ния, по­сколь­ку в любом слу­чае нужно про­де­лать сле­ду­ю­щие три шага:

Записать размер дохода;
Решить, как его потратить;
Проследить, чтобы расходы следовали плану.
Каж­дый по­лу­чен­ный вами дол­лар дол­жен быть за­не­сен в раз­дел «При­ход».

Рас­ход: На самом деле рас­хо­ды — до­воль­но про­стая вещь. Каж­дый раз, когда вы до­ста­е­те из кар­ма­на день­ги (или опла­чи­ва­е­те что-то кре­дит­ной кар­той — то есть бе­ре­те на себя обя­за­тель­ство за­пла­тить из соб­ствен­но­го кар­ма­на), — это рас­ход.

Каков дол­жен быть ми­ни­маль­ный раз­мер рас­хо­да, чтобы учи­ты­вать его? Он со­вер­шен­но не обя­зан быть круп­ным. Бро­си­ли мо­нет­ку в ав­то­мат по про­да­же кон­фет, пока ждали свою ма­ши­ну в ав­то­сер­ви­се? По­здрав­ляю, это рас­ход.

Ко­неч­но, учет рас­хо­дов в одну мо­нет­ку — неко­то­рое пре­уве­ли­че­ние, но такой при­мер поз­во­ля­ет про­ил­лю­стри­ро­вать мою мысль. Очень часто, со­вер­шая неболь­шие по­куп­ки, мы не осо­зна­ем, что они скла­ды­ва­ют­ся в круп­ные суммы. То, что даже неболь­шие суммы рас­хо­дов на­кап­ли­ва­ют­ся, верно, но есть и еще один более важ­ный мо­мент:

Если вы бу­де­те по­сто­ян­но де­лать ис­клю­че­ния, то не сфор­ми­ру­е­те устой­чи­вую при­выч­ку за­пи­сы­вать рас­хо­ды.
На­вер­ное, стоит упо­мя­нуть о том, что мно­гие пе­ре­оце­ни­ва­ют слож­ность за­да­чи по за­пи­си всех рас­хо­дов. В про­шлой части я рас­ска­зы­вал, что мы с женой за­сек­ли время, ко­то­рое за­ня­ло со­став­ле­ние бюд­же­та, — и вышло 38 минут. Это вклю­чая за­пись всех рас­хо­дов за месяц — вруч­ную. Про­сто за­пи­сы­вай­те со­вер­ша­е­мые траты на мо­биль­ный. На это тре­бу­ют­ся се­кун­ды.

За­пи­сы­вать рас­хо­ды по­лез­но с пси­хо­ло­ги­че­ской точки зре­ния. Это за­став­ля­ет вас на­хо­дить­ся в более плот­ном кон­так­те с соб­ствен­ны­ми фи­нан­са­ми. И это хо­ро­шо: за­пи­сы­вая все, что тра­ти­те, вы за­ме­ти­те, как рас­хо­ды сни­жа­ют­ся. Не по­то­му, что вы их «уре­за­е­те», а по­то­му, что лучше осо­зна­е­те, как день­ги при­но­сят вам же­ла­е­мое.

Нач­ни­те за­пи­сы­вать каж­дую со­вер­шен­ную по­куп­ку и пре­кра­ти­те ныть!